Личная страничка Филатовой Анны Борисовны

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 24 г. ТОМСКА

Филатова Анна Борисовна

 

Процессуально-ориентированное обучение на уроках географии

Методическая статья

 

Томск 2007

_______________________________________________

© Филатова А.Б. 2007

 

© Гимназия № 24 г. Томска, 2007

© Томский государственный университет, 2007

 

                         Процессуально-ориентированное обучение на уроках географии           

 

В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на  непосредственный опыт  учащихся, его расширение в ходе поисковой деятельности. Обучение строится на основе собственного опыта ребенка, занимающего позицию исследователя, осваивающего окружающий мир.  Выражением направленности данных поисков могут служить слова Д. Дьюи: «Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и умение протекали естественно и создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребёнка будет сосредоточен не на учёбе. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя становится отыскание условий, которые пробуждают активность”.

В 1-ые десятилетия ХХ века эта ориентация в зарубежной дидактике развивалась в поисках по линии “метода проектов”. Данный метод развивался и в России. К сегодняшнему дню накоплен огромный опыт по его использованию различными педагогами, в том числе и учителями нашей гимназии на различных  предметах. На уроках, где используется метод проектов,  ученик должен испытать сам те операции, с помощью которых факты соединяются в идеи и понятия, а не просто усвоить выводы из чьих-то мыслительных операций.  Так, школьник, изучающий географию, является географом, и для него легче изучать науку, действуя подобно учёному-географу, чем делать что-либо ещё. Ориентиром учебного процесса является не только формирование новых, но и перестройка имеющихся знаний. Всеми средствами стимулируется познавательная деятельность учащегося: через учебный диалог, опоры на воображение, использование аналогий и метафор и т.д.

Учитель на уроке всегда готов к тому, что результаты самостоятельных “открытий” учащихся могут оказаться явно неполными, “недостроенными”. Строить  учебный процесс приходится по ходу разрешения проблемы. В разных возрастных группах детей используются различные уровни исследовательского обучения:

  -1-й: учитель ставит проблему, намечает метод её решения. Поиск осуществляет учащийся.

  -2-й: учитель ставит проблему, но метод её решения ученик ищет самостоятельно.

  -3-й: постановка проблемы, отыскание метода и разработка решения осуществляются учащимся самостоятельно.

   На таких уроках  создаются условия  творческой обстановки:

  -устранять внутренние препятствия творческим проявлениям (дети не должны бояться сделать ошибку);

  -уделять внимание работе подсознания (важно вовремя зафиксировать мгновенные идеи, чтобы их прояснить и использовать);

  -воздерживаться от оценок;

  -показывать возможности использования метафор и аналогий для поиска нового;

  -давать возможности умственной разминки;

  -поддерживать живость воображения;

  -помогать видеть смысл.

В процессе изучения «Начального курса географии»  используется 1-й уровень исследовательского обучения. Когда ребенку предоставляется алгоритм предстоящего исследования на уроке. Примером такого алгоритма являются разработанные проектные задания по курсу, рекомендации по решению проблемы, где учитель с помощью различных средств ведет детей к выдвижению вначале множества гипотез, за тем единственной, которая отражает суть изучаемой проблемы. Структура урока и структура проектных заданий опирается на  основные этапы модели “Обучение исследованию”:

  1. Столкновение с проблемой.
  2. Сбор данных – “ верификация» (подтверждение фактических сведений).
  3. Сбор данных – экспериментирование.
  4. Построение объяснения (из множеств объяснений выработать объяснение, которое соответствует исходной ситуации).
  5. Анализ хода исследования.

Сегодня недостаточно формировать у учащегося в процессе обучения лишь предметные ЗУН. Необходимо формировать интеллектуальные свойства, способы деятельности, которые помогут выпускнику в его интеграции в профессиональные, социальные сообщества. Достижение этих целей возможно там, где активная роль в познавательной деятельности принадлежит самим учащимся.  Для этого необходим выход за рамки учебного  в образовательное пространство. Оно должно быть по-другому организовано, строиться на другом материале (межпредметном, надпредметном) и проявляться в других организационных формах.  Таким выходом служит освоение таких способов деятельности, как исследование, проектирование и т.п. Примером такой деятельности является открытый урок «Реки», методические рекомендации, к которому предлагаю читателям.

Рамки урока слишком узкие для разворачивания новых форм деятельности. Условиями для их осуществления может стать творческая работа учащегося в рамках НОУ и НПК. Но можно ли всех детей научить творчеству? Вывод ученых прошлого века: творчество не поддается управлению. Ядром творческой деятельности считалась догадка, интуиция, озарение. Невозможно обучать детей творчеству так же, как обучают стандартным действиям, но формировать и развивать творческие способности – доступно.  Творческая деятельность для учащегося  должна начинаться с освоения правил, норм написания реферата. Начальный опыт творчества поможет им дальше выйти за рамки реферативной формы работы и заняться проектом. И здесь уже используются 2 и 3-й уровни исследования. Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие проблемы, требующей поиска для ее решения.
  2. Значимость результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность.
  4. Структурирование содержания (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов.

Анализ педагогической деятельности осуществляется по признакам:

- соответствие целям, задачам, критериям эффективности учебного процесса в определенном типе образования;

-  соответствие принципам организации учебного процесса в разных типах классов;

- соответствие моделям организации уроков. У разных участников учебно-воспитательного процесса в школе и разные цели анализа деятельности. Заместитель директора анализирует, насколько реализуются принципы; учебная и образовательная модель в данном классе. Руководитель методического объединения  анализирует соответствие объема учебного материала, структуры учебного знания типу класса. Психолог - соответствие психологического стиля урока особенностям детей.

Чтобы не ограничиваться информационно-репродуктивной деятельностью,  корректируется процесс обучения. Например, определяются виды творческих заданий по теме, которые составлены таким образом, чтобы формировать и развивать внутрипредметные и межпредметные взаимосвязи; формировать и развивать умение нравственной оценки деятельности человека. Определяются темы исследовательских работ, которые не решены наукой. На практике в нашей гимназии используются следующие виды проектов:

-исследовательские имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию;

- творческие не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности (газета, сочинения, видеофильм, драматизация, спортивная игра, праздник, экспедиция и  др.);

- информационные направлены на сбор информации об объекте, явлении, ознакомление всех с ней, её анализ и обобщение фактов. Структура такого проекта: цель, его актуальность, методы получения информации, методы обработки информации, результат, презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их частью.

- практико-ориентированные проекты (четкий с начала результат, который ориентирован на социальные интересы самих учащихся).

Со своими проектами учащиеся нашей гимназии участвуют в конференциях городского, регионального уровней, в городских экологических слетах, географических конкурсах, областных экологических марафонах «Энергосбережение», «Чистая вода для всех», при этом достигая очень высоких результатов.

© Филатова Анна Борисовна - учитель географии МАОУ Гимназии №24 им. М.В. Октябрьской г. Томска

Сделать бесплатный сайт с uCoz