Личная страничка Филатовой Анны Борисовны

Управленческий аспект в содержании и формах работы с одаренными обучающимися в гимназии.

Филатова Анна Борисовна, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ гимназии №24 имени М.В. Октябрьской г. Томска

            В настоящее время в российском образовании процесс обучения приобретает более новаторский, творческий характер, нацеленный на развитие социально успешной, конкурентоспособной личности в условиях современной экономики.   

            В гимназии происходит совершенствование единого образовательного пространства  с целью повышения качества образования,  усиления ее возможностей для реализации интересов, жизненных планов обучающихся не только в специально организованной образовательной  среде, но и в реальной жизни.

В процессе организации работы с одаренными обучающимися гимназии определены 2 организационно - методических блока.

      Таблица 1

Содержание организационно - методических блоков организации работы с одаренными обучающимися  гимназии

 

Блок

 

Направления

деятельности

Примерное содержание работы

Формирование исследовательской культуры педагогов и обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение педагогического мастерства учителя

 

 

Повышение квалификации на базе РЦРО, ТОИПКРО, ТГПУ по вопросам организации исследовательской деятелности

Обучающие семинары и практикумы.

-Мастер – классы педагогов – исследователей.

-Работа по темам самообразования.

 

 

 

 

Мотивирование обучающихся

 

Посещение предприятий, научных учреждений, бизнес-инкубаторов вузов.

Встречи с интересными людьми.

Посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ.

Создание банка мотивированных к проектно – исследовательской деятельности обучающихся.

Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся 

Учебные курсы по  основам проектирования на русском языке (11 кл.) и английском языке (10 кл.), «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся» (5кл.).

Проведение мини - исследований в рамках предметной области.

Мониторинг исследовательской компетентности

Проведение диагностики уровня сформированности исследовательской культуры педагога и обучающихся.

 

Публичное представление, защита проектов, курсовых и исследовательских работ

Участие в образовательных исследовательских конкурсах, конференциях, в очных и заочных конкурсах исследовательских и проектных работ и т.д.

Публикация научно-методических рекомендаций, пособий

Создание  условий  для организации  работы

 

 

 

Работа структурных подразделений

НМС - предметные кафедры - методические объединения – ПТГ

НМС - предметные кафедры - методические объединения - МАН

Осуществление работы научного общества обучающихся (МАН).

Работа поисково - исследовательских групп школьного музея им. М.В. Октябрьской.

Обучающие семинары в рамках подготовки к участию в ежегодном гимназическом фестивале талантов, включающий в себя в I полугодии - «День гимназиста» и интеллектуально-познавательную игру «Момент истины», во II полугодии конференции для младших школьников и «Шаги в науку» для старшей школы.

 

 

 

 

Планирование работы

Программа развития гимназии на период до 2012 г. (целевые подпрограммы «Успешный гимназист» и «Успешный учитель»); Программа МЭП «Управление продуктивной деятельностью учителя гимназии»:

-План работы гимназии та текущий год

-План работы НМР в гимназии

-План управления проектно-исследовательской деятельностью школьников

-План работы МАН

-План работы музея

-План работы кафедр и МО

-Циклограммы всех структурных подразделений

Сотрудничество

Поиск партнеров для реализации значимых образовательных и социальных проектов

 

Первостепенная значимость отдана методам управления, предполагающим демократизацию управленческой деятельности, созданию таких организационных структур, как кафедры, экспертные комиссии, ПТГ и частичное делегирование им управленческих функций, расширение круга субъектов управления (учителя, родители, обучающиеся.

Эффективными методами формирования профессиональных компетенций педагогов являются деловая, проблемно-деятельностная, продуктивная, рефлексивно-ролевая игры, создающие условия для их обучения, актуализации их исследовательской позиции и творческого самораскрытия.

Центральное место в организации работы с одаренными обучающимися занимает деятельность МАН в гимназии.

Такой системный подход к организации  деятельности с обучающимися способствует повышению качественной подготов­ки выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятель­ности в вузе, владеющих методами научного позна­ния, что в свою очередь является одним из ответов на вопрос о путях решения задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 

Система социального партнерства позволяет взаимодействовать в сфере просвещения и популяризировать иностранные языки и иноязычные культуры, стремясь к всестороннему сотрудничеству, направленному на формирование интеллектуального, нравственного и  духовного развития личности.

 

 

 

Схема социального партнерства МОАУ гимназии №24 в системе профильного обучения

 

 

Гимназия  тесно сотрудничает  со многими субъектами социальной среды. Целью сотрудничества является оказание помощи в учебном процессе и воспитании обучающихся в рамках этносоциокультурной и межкультурной коммуникации, совершенствование профессионального мастерства педагогов и объединение ресурсов по организации интеллектуального досуга обучающихся, участие в формировании планов совместной работы.  В сотрудничестве с ALEIC решаются задачи по организации просветительских и культурно-массовых мероприятий, а также осуществляется совместное и взаимовыгодное использование информационной и материальной баз.

Ассоциация осуществляет консультативную помощь учителям иностранных языков по информационным ресурсам, проводит консультации с обучающимися Гимназии  по программам высшего образования за рубежом, информирует о конкурсах, проводимых зарубежными университетами, проводит выездные сессии по приему международных экзаменов по иностранным языкам, организует приезд представителей зарубежных университетов, проводит выставки и презентации.

Сотрудничество с «Учебно-экзаменационным лингвистическим центром»  в области обучения иностранным языкам, помогает Гимназии осуществлять задачи по организации и проведению конференций, семинаров, мастер-классов, презентаций, выставок, направленных на повышение квалификации преподавателей иностранного языка; организации и проведению конкурсов, олимпиад, тестирований, направленных на формирование интереса и повышение мотивации учащихся к изучению иностранных языков; популяризации международных экзаменов по иностранным языкам среди учащихся и преподавателей; апробации и распространению современных технологий в области изучения иностранных языков, а также по ресурсной поддержке преподавателей иностранных языков.

В рамках договора между ТГПУ и университетом штата Индиана, Блюмингтон, США гимназия участвует в проекте «Культурное погружение», где американские студенты и выпускники университетов  совместно с российскими проходят педагогическую практику. Участие в данном проекте оказывается интересным и полезным как для учащихся, имеющих возможность общения с носителями языка, так и для учительского состава, предоставляя последним возможность дальнейшего профессионального развития.

Гимназия успешно работает в  статусе методического центра ТОИПКРО и участвует в курсовых и организационно-методических мероприятиях, таких как семинары, лекции, консультации, мастер-классы, открытые по программам курсов повышения квалификации учителей города Томска,  Томской области, Сибирского региона. В числе наиболее актуальных мероприятий: «Система работы гимназии с одаренными детьми по иностранным языкам», «содержание и формы работы с обучающимися гимназии при подготовке их к предметным олимпиадам», «Проектные технологии на уроках немецкого языка в условиях гимназии», «Создание условий для организации и введения предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Стратегия обучения письму на иностранном языке», «Новые подходы к оценке достижений обучающихся».

 

 

 

 

Список литературы

1.Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// Народное образование. – 1999. - №10. – С.152-158.

2. Леонтович А.В.Концептуальные основы моделирования организации исследовательской // Интернет [Электронный ресурс] / А.В. Леонтович - Режим доступа: http://www arusy.ucoz.ru/publ…konceptualnye…modelirovanija.

3. Малахова И.А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск, 2002.

4. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.

5. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. СПб., 2005.

Сейчас нет такого ОУ, где бы ни говорили и развитии личности ребенка, о создании педагогических условий для ее самореализации и саморазвития.

Не является исключением и наша гимназия, где вот уже ни один год мы решаем эту проблему, проблему творческого развития личности.

Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». Очевидно, именно в этом кроется главная черта творческой личности. Творчество — процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде. Поэтому очень важно для развития личности одаренного человека предоставить ему возможность реализовать свой потенциал. Такой возможность для развития дает применение разных форм работы с детьми.

Эти формы являются  средствами развития и формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.

Конечно же, мы многому можем научить детей на уроке, и никто не спорит, что технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы.

         При развитии творческой активности детей эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, нет классной доски, готовых  схем, а требуются, должны быть самостоятельность, анализ, поиск в каждой конкретной ситуации

Развитие мыслящего человека невозможно без его живого, активного интереса к окружающему миру, поэтому формирование у ребенка навыков исследовательской деятельности, способности самостоятельно ставить вопросы и находить на них ответы является одной из наиболее важных педагогических задач.

          Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

       Разные формы работы с детьми позволяют педагогу выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.    

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Психолог Фергюсон считает, что творческие способности не создаются, а высвобождаются. От рождения у большинства людей есть все внутренние условия для развития своих талантов. Надо только увидеть и понять эти искорки, не убить, как говорил А. Сент-Экзюпери, в ребенке Моцарта.

 

Принципы работы с одаренными детьми

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 24 г. ТОМСКА

Филатова Анна Борисовна

 

Процессуально-ориентированное обучение на уроках географии

Методическая статья

 

Томск 2007

_______________________________________________

© Филатова А.Б. 2007

 

© Гимназия № 24 г. Томска, 2007

© Томский государственный университет, 2007

 

                         Процессуально-ориентированное обучение на уроках географии           

 

В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на  непосредственный опыт  учащихся, его расширение в ходе поисковой деятельности. Обучение строится на основе собственного опыта ребенка, занимающего позицию исследователя, осваивающего окружающий мир.  Выражением направленности данных поисков могут служить слова Д. Дьюи: «Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и умение протекали естественно и создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребёнка будет сосредоточен не на учёбе. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя становится отыскание условий, которые пробуждают активность”.

В 1-ые десятилетия ХХ века эта ориентация в зарубежной дидактике развивалась в поисках по линии “метода проектов”. Данный метод развивался и в России. К сегодняшнему дню накоплен огромный опыт по его использованию различными педагогами, в том числе и учителями нашей гимназии на различных  предметах. На уроках, где используется метод проектов,  ученик должен испытать сам те операции, с помощью которых факты соединяются в идеи и понятия, а не просто усвоить выводы из чьих-то мыслительных операций.  Так, школьник, изучающий географию, является географом, и для него легче изучать науку, действуя подобно учёному-географу, чем делать что-либо ещё. Ориентиром учебного процесса является не только формирование новых, но и перестройка имеющихся знаний. Всеми средствами стимулируется познавательная деятельность учащегося: через учебный диалог, опоры на воображение, использование аналогий и метафор и т.д.

Учитель на уроке всегда готов к тому, что результаты самостоятельных “открытий” учащихся могут оказаться явно неполными, “недостроенными”. Строить  учебный процесс приходится по ходу разрешения проблемы. В разных возрастных группах детей используются различные уровни исследовательского обучения:

  -1-й: учитель ставит проблему, намечает метод её решения. Поиск осуществляет учащийся.

  -2-й: учитель ставит проблему, но метод её решения ученик ищет самостоятельно.

  -3-й: постановка проблемы, отыскание метода и разработка решения осуществляются учащимся самостоятельно.

   На таких уроках  создаются условия  творческой обстановки:

  -устранять внутренние препятствия творческим проявлениям (дети не должны бояться сделать ошибку);

  -уделять внимание работе подсознания (важно вовремя зафиксировать мгновенные идеи, чтобы их прояснить и использовать);

  -воздерживаться от оценок;

  -показывать возможности использования метафор и аналогий для поиска нового;

  -давать возможности умственной разминки;

  -поддерживать живость воображения;

  -помогать видеть смысл.

В процессе изучения «Начального курса географии»  используется 1-й уровень исследовательского обучения. Когда ребенку предоставляется алгоритм предстоящего исследования на уроке. Примером такого алгоритма являются разработанные проектные задания по курсу, рекомендации по решению проблемы, где учитель с помощью различных средств ведет детей к выдвижению вначале множества гипотез, за тем единственной, которая отражает суть изучаемой проблемы. Структура урока и структура проектных заданий опирается на  основные этапы модели “Обучение исследованию”:

  1. Столкновение с проблемой.
  2. Сбор данных – “ верификация» (подтверждение фактических сведений).
  3. Сбор данных – экспериментирование.
  4. Построение объяснения (из множеств объяснений выработать объяснение, которое соответствует исходной ситуации).
  5. Анализ хода исследования.

Сегодня недостаточно формировать у учащегося в процессе обучения лишь предметные ЗУН. Необходимо формировать интеллектуальные свойства, способы деятельности, которые помогут выпускнику в его интеграции в профессиональные, социальные сообщества. Достижение этих целей возможно там, где активная роль в познавательной деятельности принадлежит самим учащимся.  Для этого необходим выход за рамки учебного  в образовательное пространство. Оно должно быть по-другому организовано, строиться на другом материале (межпредметном, надпредметном) и проявляться в других организационных формах.  Таким выходом служит освоение таких способов деятельности, как исследование, проектирование и т.п. Примером такой деятельности является открытый урок «Реки», методические рекомендации, к которому предлагаю читателям.

Рамки урока слишком узкие для разворачивания новых форм деятельности. Условиями для их осуществления может стать творческая работа учащегося в рамках НОУ и НПК. Но можно ли всех детей научить творчеству? Вывод ученых прошлого века: творчество не поддается управлению. Ядром творческой деятельности считалась догадка, интуиция, озарение. Невозможно обучать детей творчеству так же, как обучают стандартным действиям, но формировать и развивать творческие способности – доступно.  Творческая деятельность для учащегося  должна начинаться с освоения правил, норм написания реферата. Начальный опыт творчества поможет им дальше выйти за рамки реферативной формы работы и заняться проектом. И здесь уже используются 2 и 3-й уровни исследования. Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие проблемы, требующей поиска для ее решения.
  2. Значимость результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность.
  4. Структурирование содержания (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов.

Анализ педагогической деятельности осуществляется по признакам:

- соответствие целям, задачам, критериям эффективности учебного процесса в определенном типе образования;

-  соответствие принципам организации учебного процесса в разных типах классов;

- соответствие моделям организации уроков. У разных участников учебно-воспитательного процесса в школе и разные цели анализа деятельности. Заместитель директора анализирует, насколько реализуются принципы; учебная и образовательная модель в данном классе. Руководитель методического объединения  анализирует соответствие объема учебного материала, структуры учебного знания типу класса. Психолог - соответствие психологического стиля урока особенностям детей.

Чтобы не ограничиваться информационно-репродуктивной деятельностью,  корректируется процесс обучения. Например, определяются виды творческих заданий по теме, которые составлены таким образом, чтобы формировать и развивать внутрипредметные и межпредметные взаимосвязи; формировать и развивать умение нравственной оценки деятельности человека. Определяются темы исследовательских работ, которые не решены наукой. На практике в нашей гимназии используются следующие виды проектов:

-исследовательские имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию;

- творческие не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности (газета, сочинения, видеофильм, драматизация, спортивная игра, праздник, экспедиция и  др.);

- информационные направлены на сбор информации об объекте, явлении, ознакомление всех с ней, её анализ и обобщение фактов. Структура такого проекта: цель, его актуальность, методы получения информации, методы обработки информации, результат, презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их частью.

- практико-ориентированные проекты (четкий с начала результат, который ориентирован на социальные интересы самих учащихся).

Со своими проектами учащиеся нашей гимназии участвуют в конференциях городского, регионального уровней, в городских экологических слетах, географических конкурсах, областных экологических марафонах «Энергосбережение», «Чистая вода для всех», при этом достигая очень высоких результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Филатова Анна Борисовна - учитель географии МАОУ Гимназии №24 им. М.В. Октябрьской г. Томска

Сделать бесплатный сайт с uCoz